Курс валют:
$59.9533
€ 63.5445
Сегодня:
Четверг
23 марта 2017 года

Новости Васильевского района

10.06 11 июня состоится праздничное мероприятие, посвященное Дню России

18.01 Сегодня на Стрелке В.О. прозвучит военно-исторический артиллерийский салют

16.01 С 14 января вступают в силу распоряжения ГАТИ об ограничении движения

29.12 7 января состоится уличный семейный праздник «Семейный сход»

29.12 Декада спорта и здоровья

06.12 8 ледовых площадок и три лыжные трассы подготовят для любителей зимних видов спорта

05.12 Ребятишки развесят в Шкиперском саду кормушки для птиц

04.12 На Васильевском острове заработали три новых светофора

30.11 1-го и 2-го декабря в дневное время движение на Дворцовом мосту будет открыто

13.11 Изменения в работе маршрутов автобусов № 100, 47, троллейбуса №9

13.11 С 15 ноября в ночное время движение по Дворцовому мосту будет закрыто

13.11 В районе реализуется программа обеспечения безопасности дорожного движения


Улицы Васильевского острова


Университетская набережная

Университетская набережная Одна из красивейших набережных нашего города, она проходит от Биржевой площади до набережной Лейтенанта Шмидта и является одним из ценнейших звеньев панорамы берегов Невы. Длина — свыше километра.

Первоначально, в XV3II и XIX веках, именовалась набережной Большой Невы. В конце ХУШ века наряду с этим существовало название Кадетская набережная, по располагавшемуся здесь Кадетскому корпусу. С 1887 года — Университетская набережная, по зданию Университета.

Освоение этой прибрежной полосы началось в ходе реализации замыслов Петра I о создании на Васильевском острове административного центра столицы. В частности, предусматривалось создание парадных резиденций приближенных царя, его родственников. Таким зданием явился дворец Прасковьи Федоровны — жены царя Ивана Алексеевича, брата Петра I (участок № 1). Строительство началось в 1720-х годах. В 1725 году дворец был передан Академии наук и достраивался уже для ее нужд. Здесь помещались книжная лавка, типография, токарня, инструментальные мастерские, рисовальный и гравировальный классы, географический департамент. Там же была «Большая зала конференций». В академической типографии наряду с научными трудами печатали газету «Санкт-Петербургские ведомости».

Во второй половине XVIII века в полуподвальном помещении находилась барометрическая мастерская, где работал талантливый мастер-оптик И. И. Беляев.

В 1826 году дворец снесли. На его месте «Комиссия для окончания строений на Биржевой площади», куда входил архитектор И. Ф. Лукини, начала сооружение южного пакгауза Петербургского порта. Оконченный в 1832 году, пакгауз явился целым комплексом строений. Место дворца занял «дом таможенных чинов», обращенный главным фасадом с двенадцатью полуколоннами к Большой Неве — дом № 1. Единое целое с ним составил Экспозиционный зал, пристроенный со стороны Биржевой площади. Там весной 1829 года открылась Первая выставка российских мануфактурных изделий. Свыше трехсот промышленников представили четыре тысячи экспонатов общей стоимостью два миллиона рублей: машины и инструменты, чугунное литье и оружие, экипажи и посуду, ткани и мебель, часы и ювелирные изделия. Через десять лет здесь экспонировался первый русский паровоз «Пермяк». Выставки проводились и позднее.

В 1840-1878 годах оба корпуса занимала Рисовальная школа, в которую поступали все желающие, независимо от возраста и образования. Среди .цреподавателей был И. Н. Крамской. Там учились В. И. Суриков, В. В. Верещагин, И. Е. Репин.

В конце 1890-х годов пакгауз передали для коллекций Зоологического музея Академии наук, находящегося там поныне. В его фонды вошли коллекции крупных ученых-географов Н. М. Пржевальского, М. В. Певцова, Г. Е. Грумм-Гржимайло, П. К. Козлова, Н. Н. Миклухо-Маклая, адмирала К. Н. Посьета, путешественникам. Г. Вознесенского и многих других. В экспозиции музея можно увидеть многие уникальные коллекции — скелетов и чучел доисторических животных, голубых кораллов. В 1931 году на базе музея организовали Зоологический институт АН СССР, который изучает животный мир страны, разрабатывает проблемы зоогеографии, гидробиологии, энтомологии, экологической паразитологии и т. п. В разное время в музее и институте работали академики К. М. Бэр, Ф. Ф. Брандт, П. П. Сушкин, С. А. Зернов, Л. С. Берг, Е. Н. Павловский, В. А. Догель, А. В. Иванов, А. П. Андре-янцев и другие ученые.

Необходимые перестройки в здании проводились в 1895—1897 и 1910-1915 годах по проекту архитектора Р. Р. Марфельда.

Ряд помещений во дворе пакгауза занимает архив Академии наук, где собраны ценнейшие материалы по истории науки. С 1929 по 1963 год его возглавлял выдающийся архивист Г. А. Князев.

Центральное место в застройке набережной занимает здание бывшей петровской Кунсткамеры с его приметной издали башней — № 3. Кунсткамера — первый естественнонаучный музей, страны, он основан Петром I в 1714 году. В Кунсткамере были собраны коллекции минералов, скелетов животных и птиц, многочисленные анатомические препараты, произведения искусства, коллекции оружия и др. Значительная часть экспонатов была приобретена лично Петром I. После основания Петербургской Академии наук Кунсткамера перешла в ее ведение. Впоследствии в ней было создано четыре отдела: собственно Кунсткамера (искусство и этнография), натур-камера (естествознание), мюнц-камера (нумизматика), кабинет Петра I (исторические материалы).

Заложенное в 1718 году, здание Кунсткамеры предназначалось для коллекций и библиотеки. Строительство, продолжавшееся со всеми доделками до 1734 года, вели архитекторы Г. И. Маттарнови, Н. Ф. Гербель, Г. Киавери, М. Г. Земцов. Два трехэтажных симметричных крыла связаны центральным объемом, завершенным многоярусной восьмигранной башней. Уменьшающиеся кверху ярусы создают иллюзию взлета архитектурных форм, а сочетание вогнутых и выпуклых поверхностей стен усиливает динамизм объемов.

Первыми, еще до завершения строительства здания, в 1727 году сюда были перевезены из палат Кикина, находившихся на Шпалерной улице, собранные Петром I коллекции «монстров и раритетов». Помимо библиотеки и музея здесь разместились анатомический театр и первая академическая обсерватория. Здесь работали крупнейшие ученые: Л. Эйлер, Д. Бернулли, Ж.-Н. Делиль, Л. Л. Блюментрост, Г.-В. Рихман, П. С. Паллас, А. Н. Гришов, Н. И. Попов, Ф. И. Шуберт, С. Я. Румовский, А. Н. Савич, С. К. Котельников, В. М. Севергин, Н. Я. Озерецковский и др. С 1793 по 1796 год директором Академии была Е. Р. Дашкова.

Кунсткамера сыграла значительную роль в развитии естественных знаний в России. В 1830-х годах из Кунсткамеры выделились Минералогический, Ботанический, Зоологический, Азиатский, Нумизматический, Египетский и Этнографический музеи. Первые четыре в те же годы были переведены в специально построенное здание на нынешней Менделеевской линии, № 1.

В здании Кунсткамеры находился Готторпский глобус. Он имел диаметр более трех метров и был подарен Петру I в Шлезвиг-Голшти-нии. Изготовленный в 1654-1664 годах, он хранился в Готторпском замке, откуда и произошло название. На наружной его поверхности на загрунтованном холсте изображена Земля, а на внутренней — карта звездного неба. Специальный механизм позволяет вращать глобус, при этом создается полное впечатление движения звездного неба и глобус превращается в планетарий.

В 1747 году от пожара здания Кунсткамеры пострадала внутренняя и внешняя отделка, сгорела часть музейных предметов. При ремонте в 1754-1758 годах С. И. Чевакинский упростил облик Кунсткамеры — было решено не восстанавливать купол башни с армилярной сферой. Долгие годы здание не имело своего завершения. Только в 1947—1948 годах архитектор Р. И. Каплан-Ингель восстановил сгоревшую деревянную вышку на башне в соответствии с первоначальным проектом.

Сгоревший Готторпский глобус был воссоздан в 1752 году мастерами Ф. Н. Тирютиным и Б. Скоттом, картографом И. Ф. Трускоттом и живописцем И. Гриммелем, но установлен уже в специально построенном павильоне (участок на Менделеевской линии, № 3). Позднее он был перенесен в музейный флигель на нынешней Менделеевской линии, дом № 1. В 1901 году перевезен в Царское Село (город Пушкин), откуда был похищен в годы войны гитлеровцами. Возвращенный и отреставрированный Большой академический глобус установлен на пятом этаже здания Кунсткамеры.

Сейчас в здании Кунсткамеры находятся два музея. Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Академии наук рассказывает о происхождении народов, своеобразии культуры и быта каждого из них, населяющих разные континенты. Его крупнейшее в мире собрание этнографических коллекций служит источниковедческой базой академического Института этнографии имени Н. Н. Миклухо-Маклая.

Третий, четвертый и пятый этажи башни занимает мемориальный музей М. В. Ломоносова, трудившегося здесь почти четверть века. В экспозиции музея, открытого в 1949 году, демонстрируются личные вещи, научные приборы, а также созданные под его руководством образцы цветной стекловидной массы — смальты, применявшейся при создании мозаичных картин. В экспозиции воспроизведена обстановка конференц-зала Академии и бывшей обсерватории.
Дом № 5 — главное здание Академии наук, сооруженное в период директорства Е. Р. Дашковой. Оно строилось с 1783 по 1789 год на месте, предусмотренном проектом планировки Васильевского острова 1767 года. Его автор — выдающийся мастер русского классицизма Д. Кваренги. Трехэтажное здание обращено парадным фасадом к Большой Неве. Монументальный портик из восьми ионических колонн опирается на высокий, облицованный гранитными плитами цоколь с двумя каменными лестницами.

Внутренняя планировка и отделка конференц-зала и парадной лестницы были выполнены в конце XVIII века по проекту архитектора А. Порто. Прямоугольный конференц-зал с полукруглой нишей украшен коринфскими колоннами искусственного мрамора. Стены опоясывает широкий скульптурный фриз, исполненный скульптором К. Гоффертом.

Внутренние работы, включая устройство конференц-зала, закончились только к столетию Академии. Поэтому до 1824 года общие собрания проводились в других местах.

В этом здании в разное время находились многие академические учреждения. С Академией наук теснейшим образом была связана деятельность большинства крупных ученых:Ф.. П. Литке, Ж. Л. Чебы-шева, М. В. Остроградского, В. В. Петрова, А. М. Бутлерова, И. П. Павлова, А. П. Карпинского. В 1828 году сюда из Кунсткамеры шеревели Физический кабинет, основанный еще в 1725 году и преобразованный в начале XX века в Физическую лабораторию. На базе этой лаборатории, Математического кабинета и Сейсмической комиссии в 1921 году организовали Физико-математический институт, которым руководил академик В. А. Стеклов. С переводом АН СССР в Москву туда же в 1934 году переехал и институт. В 1913-1922 годах ряд помещений здесь занимал Пушкинский Дом. В 1930-х здесь работал Институт языка и мышления имени Н. Я. Марра. В 1925 году на верхней площадке парадной лестницы установили знаменитую мозаику М. В. Ломоносова «Полтавская баталия».

В малом Конференц-зале Академии наук в весеннюю и осеннюю сессии 1891 годов сдавал экзамены за курс юридического факультета университета В. И. Ленин.

В 1925 году Академия была преобразована в Академию наук СССР, а в 1934 году ее президиум перевели в Москву. JB Ленинграде остались многие научные учреждения, архив и библиотека. Долгое время в доме № 5 находилось Административно-хозяйственное управление ленинградских учреждений АН СССР. С 1983 года он стал резиденцией Ленинградского научного центра и Междуведомственного координационного совета Академии наук.

Среди академиков, живших здесь, в середине XIX века были математик П. Л. Чебышев, астроном В. К. Вишневский, физик 3. X. Ленц, химик Г. И. Гесс, естествоиспытатели К. М. Бэр, А. Ф. Миддендорф и Ф. И. Рупрехт; во второй половине XIX и начале XX века — астроном князь Б. Б. Голицын, филологи Ф. Ф. Фортунатов и А. А. Шахматов, востоковеды К. Г. Залеман и С. Ф. Ольденбург; в 1920-1930-х -зоологи А. А. Бялыницкий-Бируля и Н. В. Насонов, геофизик П. М. Никифоров, востоковеды В. В. Бартольд и Ф. И. Щербатский. С 1937 по 1945 год тут была квартира математика и кораблестроителя А. Н. Крылова.

Мраморная доска на цоколе здания отмечает высоту подъема воды 23 сентября 1924 года.

По первоначальному проекту планировки Стрелки Васильевского острова на месте дома № 7 было возведено четыре небольших частных дома. Один из них принадлежал стольнику А. И. Троекурову. Новый проект предусматривал возведение здесь огромного здания государственных учреждений, и частные дома были снесены. Возведенное здание Двенадцати коллегий — один из ценнейших образцов архитектуры первой трети XVIII века. Двенадцать трехэтажных однотипных корпусов, стоящих вплотную друг к другу, образуют здание, обращенное 380-метровым парадным фасадом к Стрелке. Два верхних этажа объединены лопатками, контрастно выделяющимися на фоне стен. Оно в значительной мере сохранило первоначальный облик и является одним из выдающихся памятников стиля барокко. Строилось с 1722 по 1742 год первым зодчим столицы Доминико Трезини. После его смерти с 1 734 года работы продолжали архитекторы Джузеппе Трезини и М. Г. Земцов. Они в 1737-1741 годах пристроили вдоль западного фасада двухъярусную галерею, первый ярус которой остался открытым, а второй — с остекленными проемами — стал служить коридором. Архитектурный облик верхних этажей сложился в результате переработки проекта, предложенного архитектором Т. Швертфегером.

Здание предназначалось для правительственных учреждений России. Первоначально корпуса занимали Аудиенц-камера, департамент Правительствующего Сената; Иностранная, Военная, Адмирал т ейств-коллегия, Камер-коллегия, Юстиц-коллегия, Коммерц-коллегия, Берг-коллегия и Вотчинная коллегия, Штатс-контора и Святейший Синод. Заседания там начались с 1732 года. Среди президентов коллегий — видные государственные деятели XVIII века: И. И. и П. И. Шуваловы, граф А. П. Бестужев-Рюмин, графы М. И. и А. Р. Воронцовы, граф Н. И. Панин, князь А. А. Безбородко, граф Н. И. Салтыков, князь Г. А. Потемкин-Таврический. В 1756 году Военную коллегию по долгу службы посещал выдающийся полководец А. В. Суворов. С Коммерц-коллегией в 1770-х годах связано имя писателя А. Н. Радищева, служившего помощником начальника Петербургской таможни.

В дальнейшем Сенат, затем Синод и ряд коллегий переехали отсюда. В 1802 году вместо коллегий учредили министерства, которые разместились на Адмиралтейской стороне. В первой четверти XIX века здесь находились Государственный архив, синодальная типография и синодальная книжная лавка.

В 1804 году был организован Педагогический, впоследствии, с 1816 года, Главный педагогический институт, который занял ряд помещений бывших коллегий. Там же были квартиры преподавателей.

Институт послужил основой для возобновления в 1819 году деятельности Петербургского университета. Датой же основания университета считается 1724 год, от указа Петра I об основании Академии наук и университета. Реорганизованный в 1783 году в Учительскую семинарию университет стал в 1802 году Учительской гимназией, а в 1804 — Педагогическим институтом.

В здании Двенадцати коллегий Петербургский университет находился с 1819 по 1822 год, до перевода на Кабинетскую улицу (ныне улица Правды). В 1828-1837 годах проходила реконструкция помещений для учебных целей, проведенная архитектором А. Ф. Щедриным. Открытая аркада главного фасада коллегий была застеклена, а парадные помещения центральной части: главная лестница, белоко-лонный актовый зал и домовая церковь стали более представительными. Внутренняя отделка, относящаяся ко времени сооружения здания, сохранилась лишь в Петровском зале. Скульптурные украшения стен и потолка этого зала исполнены в 1736 году по проекту и под наблюдением мастера Игнацио Росси.
В 1837 году университет навсегда вернулся в здание Двенадцати коллегий, но до последней трети XIX века делил его с Главным педагогическим институтом. Среди студентов пединститута, живших здесь, в 1850-х годах будущие критик Н. А. Добролюбов и историк Н. М. Благовещенский, министр финансов И. А. Вышнеградский и химик Д. И. Менделеев. Директором тогда же был академик И. И. Давыдов. Преподавателем института был ученый и общественный деятель М. А. Балугьянский, ставший затем первым ректором университета.

Петербургский университет сыграл выдающуюся роль в развитии русской культуры и науки. Здесь получили образование И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, П. П. Ершов, А. В. Никитенко, Г. И. Успенский, П. П. Семенов-Тян-Шанский, А. А. Блок, И. П. Павлов, В. И. Вернадский, К. А. Тимирязев, А. А. Ухтомский, А. Е. Фаворский, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. Ф. Кони и другие выдающиеся ученые, литераторы, общественные деятели.

Академик П. Л. Чебышев основал здесь петербургскую математическую школу, воспитавшую А. М. Ляпунова, А. А. Маркова, В. А. Стеклова и еще целый ряд выдающихся деятелей науки. Среди преподавателей были Э. X. Ленц — один из авторов учения об электрическом токе, А. С. Попов — изобретатель радио. Научные школы и направления создавали филологи И. И. Срезневский, А. Н. Веселовский, Л. В. Щерба, В. М. Жирмунский, А. А. Шахматов, В. Ф. Шишмарев, историки Б. Д. Греков и Е. В. Тарле, востоковеды Б. А. Тураев, И. Ю. Крачковский, И. А. Орбели и В. В. Струве, почвовед В. В. Докучаев, ботаник А. Н. Бекетов, физиологи И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Н. Е. Введенский, химики А. А. Воскресенский, Д. И. Менделеев, А. М. Бутлеров, С. В. Лебедев, биологи А. О. Ковалевский и И. И. Мечников, геологи В. И. Вернадский, А. А. Иностранцев и А. Е. Ферсман. Из среды университетской молодежи вышли известные участники революционного движения М. В. Буташевич-Петрашевский, Н. Г. Чернышевский, А. И. Ульянов, Димитр Благоев, а также будущие премьер-министры России П. А. Столыпин и А. Ф. Керенский. В 1891 году В. И. Ленин сдавал в университете экзамены за курс юридического факультета и удостоился диплома 1-й степени.

В 1933-1937 годах университет носил имя наркома просвещения РСФСР А. С. Бубнова, а с 1948 по 1992 — государственного и партийного деятеля А. А. Жданова.

История университета отражена в экспозициях его музея в главном здании. В первом этаже с 1911 года находится мемориальный музей-архив Д. И. Менделеева, занимающий его квартиру, где ученый жил с 1866 по 1890 год.
В комплекс университетских зданий входит дом №9 — ректорский флигель. В середине XVIH века там стоял одноэтажный дом, выходящий к набережной торцовым фасадом в четыре окна. В конце XVIII века на его месте возвели каменный трехэтажный дом в пять осей по фасаду на набережную. Он принадлежал купцу М. Т. Пушил о-ву, который содержал там питейный дом. Его сын В. М. Пушилов был учителем рисования. В 1840 году, когда флигель уже принадлежал университету, архитектор А. Ф. Щедрин приступил к его реконструкции под ректорскую квартиру. Завершилась переделка здания в 1842 году. Торцовому фасаду Щедрин придал архитектурную обработку, сходную с декором Двенадцати коллегий.

В 1841-1863 годах там жил поэт и преподаватель русской словесности П. А. Плетнев, только что начавший свою двадцатилетнюю ректорскую деятельность. В его квартире бывали многие литераторы, в том числе в 1842 году — Н. В. Гоголь.

С 1876-1883 годах ректором состоял профессор А. Н. Бекетов, основатель крупной школы русских ботанико-географов. В этом флигеле в 1880 году родился его внук — впоследствии знаменитый поэт А. А. Блок. Здесь он провел ранние детские годы.

Ныне флигель занят административными службами. За ним вдоль западного фасада Двенадцати коллегий тянется внутренний проезд, трассу которого продолжает Биржевая линия. К проезду выходит крыло трехэтажного кирпичного «Корпуса для игры в мяч» — «Же де пом», сооруженного в 1778-1782 годах. Основной объем развернут под углом примерно 45 rpav дусов к проезду. Это пер: вое в России крытое спортивное сооружение. «Же де пом» стоит на бывшей территории Кадетского корпуса и строился для него. Есть предположение о том, что проект здания принадлежит видному архитектору Ж. Б. Валлен-Дела-моту. Через сто лет переданное университету, оно было перестроено архитектором И. И. Горностаевым.

7 мая 1895 года на заседании Русского физико-химического общества питомец университета А. С. Попов продемонстрировал действие изобретенного им «грозоотметчика» и беспроволочную передачу сигналов с помощью электрического звонка. Эта дата в советское время стала отмечаться как Всесоюзный день радио. 24 марта 1896 года А. С. Попов там же показал прием слов на расстоянии более четверти километра от передатчика. Это событие отмечено мемориальной доской на стене здания.

В университетском дворе в 1986 году установлен памятник героям-ополченцам ЛГУ, погибшим на полях Великой Отечественной войны (архитектор В. В. Васильковский и скульпторы В. П. и С. В. Астаповы).

В 1866-1869 годах А. Н. Бекетов, возглавлявший кафедру ботаники, и профессор А. С. Фаминцын организовали строительство отдельных флигелей для «ботанической аудитории и кабинетов» (архитектор И. И. Горностаев) и заложили Ботанический сад с новой учебной оранжереей. Постройки используются и сейчас. На двухэтажном здании кафедры установлена мемориальная доска, посвященная физиологу и биохимику растений С. П. Костычеву, работавшему здесь с 1916 по 1931 год.

Поблизости, у начала Биржевой линии, в 1898-1899 годах архитекторы И. Н. Коковцев и Н. А. Виташевский построили комплекс Физического института — центральный корпус с крытым внутренним двором, жилой флигель и двухэтажный объем машинного отделения, впоследствии надстроенный. Для сложных опытов создавался зал во всю высоту здания. В строительную комиссию входили профессора И. И. Боргман, А. И. Воейков, С. П. Глазенап, Ф. Ф. Петрушевский, А. В. Советов.

Модернизация учебного процесса, расширение программы исследований коснулись и химических кафедр. Приобретение земли у Кадетского корпуса позволило создать для них новую учебную базу. Крупные ученые, профессора Н. А.

Меншуткин и Д. П. Коновалов организовали строительство. В 1893-1894 годах академик архитектуры А. Ф. Красовский возвел монументальное здание Химической лаборатории. Одно крыло отводилось под лабораторные занятия и лекции, другое — под жилье. Именно отсюда 24 марта 1896 года с помощью передатчика, изобретенного А. С. Поповым, была отправлена первая в мире радиограмма.

Об этом свидетельствует мемориальная доска на фасаде. В 1900 году университетский архитектор В. В. Эвальд построил жилой флигель для персонала лаборатории.

В Химической лаборатории работали выдающийся ученый в области физической химии и радиохимии академик Б. Ц. Никольский, а в 1894-1945 годах — химик А. Е. Фаворский.

На месте дома № 11/1, относившегося к Меншиковской усадьбе, в 1710-1714 годах был возведен двухэтажный, на подвалах, дом Ф. Соловьева — дворецкого А. Д. Меншикова. В 1727 году заложили дворец для Петра П, восточное (правое) крыло которого включало палаты Соловьева — крайние девять окон. Со смертью Петра П строительство прекратилось. В отстроенных помещениях в конце 1720-х годов располагался Сенат. Позднее здесь жила грузинская царица Анна, вдова царя Симеона. Дворец был окончен лишь в 1761 году, когда участок передали 1-му кадетскому корпусу. В 1867 году в бывшем дворце открылся Историко-филологический институт, готовивший учителей для гимназий и реальных училищ. С 1870 при институте существовала и гимназия. Тут были также квартиры профессоров — историка В. В. Латышева, филологов И. Н. Жданова, Ф. Ф. Зелинского и других.

В 1918 году институт стал Педагогическим, сохранив в том же здании школу для студенческой практики. Ныне его помещения занимают филологический и восточный факультеты университета.

Филологический факультет объединяет большой отряд талантливых специалистов разных областей языкознания и литературоведения. Здесь работали академики В. Ф. Шишмарев, И. И. Мещанинов, профессора Б. А. Ларин, Г. П. Макогоненко, В. А. Мануйлов, Г. А. Бялый.

С 1960 года более тридцати лет деканом восточного факультета был академик М. Н. Боголюбов, крупный специалист в области иранской филологии. На восточном факультете формировались династии ученых. Воспитанником факультета был Б. Б. Пиотровский, долгие годы руководивший Государственным Эрмитажем.

Между домами № 11 и № 13 от набережной под прямым углом отходит Филологический переулок.

Территория дома № 13/2 в первой четверти ХУШ века была частью Меншиковской усадьбы. В 1714 году возвели мазанковую церковь Воскресения Христова. Она простояла до 1730 года.

В 1757-1759 годах для Кадетского корпуса был сооружен манеж. Его автор не установлен. Работы вел мастер-строитель Корпуса И. Г. Бор-хард. На набережную выходит двухэтажное жилое здание в стиле барокко. Хорошо сохранилось скульптурное убранство фасада, выполненное скульптором И. Юстом. В 1820-1830-х годах в этом доме жил архитектор, член строительного комитета Д. Е. Филиппов. В начале XX века здесь находилось Главное управление военно-учебными заведениями и архив. От здания перпендикулярно в глубь участка отходит собственно манеж — одноэтажное здание, где проводились занятия по верховой езде. Ныне дом принадлежит военному ведомству.

Меншиковский дворец (№ 15) — самое старое каменное здание на острове. А. Д. Меншиков — сподвижник Петра I, государственный и военный деятель, генерал-фельдмаршал, генералиссимус, светлейший князь. Петр I подарил Меншикову Васильевский остров еще в 1703 году, при основании Петербурга. В 1704 году князь заложил огород и сад. Но только в 1710, вернувшись в Петербург после пятилетнего отсутствия, выбрал место для строительства дворца. Первым появился деревянный дворец, возведенный в 1710 году в глубине от берега.

К его центральной части от Большой Невы вел канал, проходивший между нынешними восточным корпусом и манежем. Осенью того же года в этой резиденции праздновали брак племянницы Петра I Анны Иоанновны с герцогом Курляндским, а в дальнейшем устраивали праздники, приемы для иностранных послов и т. п. Поэтому дворец, был известен как Посольский. Он не сохранился.

В 1710-1714 годах архитекторы Д. М. Фонтана и Г. И. Шедель возвели на берегу Большой Невы каменный дворец в стиле раннего барокко. Туда перенесли официальные приемы и торжественные ассамблеи. Перед парадным входом устроили пристань, а за дворцом создавался регулярный сад со скульптурой, фонтанами, оранжереей, шедший вплоть до берега Малой Невы. В 1721 году там состоялся грандиозный маскарад в честь заключения Ништадтского мира.

В 1720-1721 годах Г. И. Шедель пристроил к дворцу западное крыло. Симметричное ему восточное крыло возвели лишь в 1768—1769 годах.

В 1731 году усадьба была передана Сухопутному шляхетному корпусу (см.: Съездовская линия, № 1/15). Архитектор Джузеппе Трези-ни пристроил к западному крылу протяженное двухэтажное здание по нынешней Кадетской линии. Тогда же были изменены фасады и интерьеры дворца, кровлю с переломом заменили двускатной крышей. Большой зал приспособили под церковь, которую в 1776-1779 годах заново отделали в стиле классицизма. Тогда же изменения претерпел и фасад. И все же некоторые помещения сохранили до нашего времени детали отделки петровского времени.

В 1956-1974 годах архитектор А. Э. Гессен, в 1976—1981 — архитекторы В. К. Галочкин, Г. В. Михайлов, И. В. Бурковская и инженер К. А. Кочергин провели реставрационные работы, в значительной мере восстановив первоначальный облик дворца, включая кровлю с переломом, воссоздав ряд помещений. С 1981 года открыт музей «Меншиковский дворец», экспозицию которого создавал Государственный Эрмитаж.

Формирование гранитной набережной несколько отставало от ее застройки. К сооружению капитальной стенки приступили только в 1804 году, когда начали строить Биржу. Первый этап закончился в 1810 году, когда стенку довели до въезда на Исаакиевский наплавной мост (против дома № 13).

Впервые Исаакиевский мост, ведший к Исаакиевской церкви на левом берегу Невы, был наведен в 1727 году бомбардир-лейтенантом Ф. Пальчиковым и существовал один сезон. Спустя шесть лет мастер Г. Соловьев создал новый мост, ежегодно наводившийся на протяжении многих десятилетий. Конструкция моста не отличалась сложностью: на расставленных на якорях поперек реки плашкоутах был уложен специальный настил. Проход и проезд по нему до 1754 года были платными.

В 1821 году Исаакиевский мост был значительно расширен, получил тротуары и освещение. Для удобства въезда на мост инженеры А. Бетанкур и В. Треттер возвели на берегах Университетской набережной устои, облицованные красным гранитом, а по бокам закругленные каменные лестницы. В 1853 году, уже после возведения постоянного Николаевского моста (моста Лейтенанта Шмидта), Исаакиевский мост был перемещен к Стрелке Васильевского острова и получил название Дворцового.

Сооружение следующего участка набережной началось в 1831 году по проекту инженера Е. А. Адама. Напротив нынешнего Румянцевского сквера (см.: Румянцевская площадь) устроили широкий съезд к реке. В 1832—1834 годах по проекту архитектора К. А. Тона построили пристань перед Академией художеств. Тогда же установили на гранитных монолитах фигуры сфинксов, доставленные из Египта. Считается, что их головы являются портретными изображениями фараона Аменхотепа Ш. Они установлены на гранитных монолитах по сторонам широких маршей лестницы, ведущей к Неве. Композицию дополняют гранитные скамьи и бронзовые светильники античного типа. Светильники и четыре грифона были отлиты по моделям бронзовых дел мастера П. П. Годе. В 1959 году пристань, пострадавшую во время войны, реставрировали, восстановили грифонов.

Здание Академии художеств (дом № 17), обращенное своим величественным фасадом к Неве, расположено в квартале между 3-й и 4-й линиями.

В 1720-х годах на этом месте стояли три каменных трехэтажных, на подвалах, дома крупных деятелей Петровской эпохи: дипломата князя В. Л. Долгорукова, перешедший в 1733 году к австрийскому посланнику графу Братиславу Лобковичу; президента Коллегии иностранных дел графа Г. И. Головкина, ставшего впоследствии канцлером; и президента Главного магистрата князя А. Г. Долгорукова.

В 1756 году бывший дом Головкина, стоявший в середине, отдали под Российский театр. Первые спектакли в так называемом Комедиантском доме прошли в феврале следующего года — трагедия А. П. Сумарокова
«Синав и Трувор». При театре жили сам драматург и актеры, в основном из ярославской труппы Ф. Волкова. В первые годы существования театра спектакли были доступны публике за определенную плату, но потом он стал только придворным.

В 1759 году незадолго до того организованная Академия художеств приобрела дом А. Г. Долгорукова, стоявший на углу 3-й линии, и первые ученики занимались там. Осенью 1763 года Академия купила дом В. Л. Долгорукова на углу набережной и 4-й линии. К тому времени он уже был перестроен в 1733-1738 годах архитектором И. К. Коробовым. Там после Морской академии размещались типография Морского кадетского корпуса и морская аптека. В 1763 году приобрели и Комедиантский дом. Во всех них начались занятия. А с 1764 года развернулось сооружение выходившего в сад северного корпуса. Строительство Академии художеств велось по проекту профессора архитектурного класса Ж. Б. Валлен-Деламота. О дате закладки напоминают выложенные мозаикой на полу вестибюля римские цифры MDCCLXIV. Руководство строительными работами возглавлял ректор Академии, архитектор А. Ф. Кокоринов. Дома на набережной снесли в последнюю очередь. На его месте появился южный корпус с главным фасадом. В плане здание представляет собой прямоугольник, в который вписан кольцеобразный корпус («циркуль»), ограничивающий круглый двор. Он имел в диаметре около сорока метров и вначале был связан с набережной сквозным проездом, превращенным в 1817 году в вестибюль. Главный фасад организован четким ритмом вертикальных членений — колонн и пилястр дорического ордера, поднимающихся на высоту двух верхних этажей. Рустованный верхний этаж с высокими полуциркульными окнами воспринимается как пьедестал сооружения. Вход выделен выступающим вперед портиком, между колоннами которого стоят статуи Геркулеса и Флоры — копии произведений античных ваятелей.

Над входом лаконичная надпись: «Свободным художествам. Лета 1765», Работы, которыми на последнем этапе руководили архитекторы Ю. М. Фельтен и Е. Т. Соколов, завершились в 1788 году.

Венчала здание деревянная статуя богини Минервы. Установленная вскоре после постройки здания скульптором И. Ф. Дункером она существовала до 1860 года. В 1882 году на ее месте установили гипсовую композицию скульптора А. Р. Бока, но в 1900 году она была утрачена в результате пожара.

Отделка помещений здания Академии была изменена во второй половине XIX — начале XX века по проектам архитекторов А. И. Резанова, Ф. И. Эппингера, Л. Н. Бенуа, В. А. Щуко.

Академия художеств сыграла выдающуюся роль в развитии русской культуры. С ней связаны имена таких ее профессоров и питомцев, как живописцы А. П. Лосенко, Д. Г. Левицкий, О. А. Кипренский, К. П. Брюллов, П. П. Чистяков, В. Д. Поленов, В. А. Серов, В. И. Суриков, И. И. Шишкин, И. Е. Репин; скульпторы Ф. И. Шубин, И. П. Прокофьев, Ф. Г. Гордеев, М. И. Козловский, Ф. Ф. Щедрин, С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский, И. П. Мартос, М. М. Антокольский; зодчие В. И. Баженов, И. Е. Старов, А. Д. Захаров, А. Н. Ворони-хин, А. П. Брюллов, К. А. Тон, Л. Н. Бенуа и многие другие. Важную роль в становлении Академии имели ее президенты И. И. Бецкой, граф А. С. Строганов, А. Н. Оленин. Здесь же находились и их квартиры.

Среди наших современников следует отметить П. Т. Фомина, Е. Е. Моисеенко, А. А. Мыльникова, М. К. Аникушина, И. И. Фомина, Ю. М. Непринцева, В. Б. Пинчука, Б. С. Угарова.

Ныне в этих стенах — Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, Научная библиотека и Научно-исследовательский музей Академии художеств. К музею относится и мемориальная мастерская Т. Г. Шевченко, жившего там с 1858 по 1861 год.

Застройку набережной продолжает дом № 19/2 на углу 5-й линии, по которой он занимает пространство до Академического переулка. Дом и несколько флигелей были возведены во второй половине XVIII века. В 1861 году при владельце А. И. Туре просветы между флигелями по 5-й линии были застроены по проекту архитектора Е. А. Тура. В 1892 году архитектор А. А. Бруни для статского советника А. Г. Елисеева изменил фасады по набережной и линии. При восстановлении после войны дом был надстроен четвертым этажом. Примыкающий к нему флигель по 5-й линии остался двухэтажным.

В 1840-х годах здесь находилось правление 1-го Округа путей сообщения, где, в частности, утверждались проекты постройки зданий в Петербурге.

В 1876 году здесь помещалась частная библиотека Полухина, ставшая нелегальным почтовым ящиком для революционной группы С. М. Кравчинского. Записки для него здесь оставлял известный затем ученый и революционер, шлиссельбуржец Н. А. Морозов.

В начале XX века здесь жил граф И. И. Толстой — вице-президент Академии художеств, министр народного просвещения, археолог и нумизмат.

Дом № 21 начали строить в 1723 году за счет казны для архитектора Д. Трезини по его проету. Строительство двухэтажного, на высоком подвале, с мезонингм дома шло долго. Известно, что с 1720-х и до смерти в 1734 году архитектор жил не здесь, а на 2-й линии (см.: 2-я линия, № 43). Позднее дом числился за его вдовой. Во второй половине XVIII века при новом владельце полковнике Ф. В. Смирнове участок объединили с соседним № 19. Вновь отделился в 1820-х годах.

В 1830—1840-х мезонин перестроили в третий этаж, в 1871-м — фасад получил эклектическую обработку по проекту архитектора X. И. Грейфана. В 1948-1949 годах фасад снова изменили. В частности, появились накладные деревянные пилястры.

Среди жителей дома в 1840-х годах был видный столичный зодчий Г. А. Боссе. В 1860-х здесь жил вице-адмирал, член Адмиралтейского совета С. С. Нахимов, брат знаменитого флотоводца.

Дом № 23 был построен в первой половине XVIII века. Принадлежал генерал-поручику князю А. А. Черкасскому. В конце XVIII века владельцем участка был крупный купец и промышленник из Тулы Е. Г. Баташев.

Здание многократно перестраивалось. При реконструкции 1840-х годов появился эркер, который в дальнейшем разобрали. В конце 1940-х годов фасад получил классицистическую обработку, сохранившуюся поныне. Это связано с ответственной ролью дома, замыкающего перспективу моста. Здесь, по воспоминаниям А. Ф. Кони, жил известный адмирал П. И. Рикорд, бывший губернатором на Дальнем Востоке, а в 1856 году защищавший Кронштадт от англо-французской эскадры.

Значительная ширина соседнего участка № 25 объясняется тем, что он состоит из двух первоначальных участков. Левая, угловая часть в середине XVIII века принадлежала начальнику Канцелярии городовых дел князю А. М. Черкасскому, а правая, примыкающая к № 23, — комиссару Василию Думашеву.

В 1737 году на участке А. М. Черкасского имелся только каменный фундамент. На этом месте предполагалось построить кабак. В середине XVIII века там уже стоял каменный одноэтажный дом. К нему примыкали небольшие деревянные службы, отделяя правую часть, где уже был каменный дом в два этажа на подвалах.

Во второй половине XVIII века угловой участок принадлежал крупному солепромышленнику А. Ф. Турчанинову. При нем дом надстроили до трех этажей. В конце столетия был приобретен соседний участок.

В 1800 году здесь родился Н. А. Титов — один из популярных композиторов пушкинской эпохи. В первой трети XIX века жил сенатор граф М. К. Ивелич, который в 1770-1780-х годах организовал восстание черногорцев и герцеговинцев против Турции во время русско-турецкой войны.

В 1830 году по заказу тогдашних владельцев —семьи художника Э. Паннаша — архитектор X. X. Бек застроил разрыв по набережной, а по 6-й линии продлил угловой дом до границы с соседом, переработал фасады.
Полуподвальный этаж правого дома, увеличив оконные проемы, превратили в первый этаж. В 1837 году мезонин перестроили в полный четвертый этаж.

В 1873 году четвертым этажом надстроили угловой дом, по проекту очередного владельца инженера И. О. Рубана. Фасады обоих зданий подверглись изменениям в ходе послевоенного ремонта домов 1940-1950-х годов.

В 1860-х годах здесь жил И. И. Срезневский — специалист по истории западных и южных славян и славянской филологии. Здесь в начале 1860-х годов поселился с семьей нотариус Петербургского окружного суда К. Ф. Рерих, открывший здесь свою нотариальную контору. В 1874 году родился его сын — впоследствии выдающийся художник и общественный деятель Н., К. Рерих. В этом доме он провел детские и юношеские годы, окончил тогда же Академию художеств, создал первые свои произведения. В 1899 году семья Рерихов переехала на 16-ю линию. Нотариальные конторы продолжали существовать здесь. В начале XX века принадлежали С. Н. Харичкову и Я. Ф. Сахару.

В начале XX века здесь находилась квартира издателя белорусской литературы А. Гриневича. В 1909-1910-х годах здесь снимала меблированные комнаты дочь действительного статского советника, сотрудница химической лаборатории Геологического комитета В. П. Абрамова. У нее жил писатель А. С. Грин (Гриневский), скрывавшийся под именем почетного гражданина А. А. Мальгинова. В это время он работал над вторым сборником рассказов. Летом 1910 года на лестнице этого дома его арестовали. Вскоре он был отправлен в ссылку. За ним последовала В. П. Абрамова, став его женой.

В конце XIX — начале XX века на первом этаже находился магазин кондитерской фабрики «М. Конради». Это последний дом Университетской набережной.

» к списку