Курс валют:
$59.9533
€ 63.5445
Сегодня:
Пятница
24 марта 2017 года

Новости Васильевского района

10.06 11 июня состоится праздничное мероприятие, посвященное Дню России

18.01 Сегодня на Стрелке В.О. прозвучит военно-исторический артиллерийский салют

16.01 С 14 января вступают в силу распоряжения ГАТИ об ограничении движения

29.12 7 января состоится уличный семейный праздник «Семейный сход»

29.12 Декада спорта и здоровья

06.12 8 ледовых площадок и три лыжные трассы подготовят для любителей зимних видов спорта

05.12 Ребятишки развесят в Шкиперском саду кормушки для птиц

04.12 На Васильевском острове заработали три новых светофора

30.11 1-го и 2-го декабря в дневное время движение на Дворцовом мосту будет открыто

13.11 Изменения в работе маршрутов автобусов № 100, 47, троллейбуса №9

13.11 С 15 ноября в ночное время движение по Дворцовому мосту будет закрыто

13.11 В районе реализуется программа обеспечения безопасности дорожного движения


Улицы Васильевского острова


Биржевая площадь

Биржевая площадь Мыс на восточной оконечности Васильевского острова, разделяющий Неву на два рукава - Большую и Малую Неву, именуется Стрелкой Васильевского острова. Расположенная в ее "острие" парадная Биржевая площадь играет важнейшую роль в панораме центра города.

С середины XIX века называлась Биржевой площадью, с 1937 года - Пушкинской, а с 1989 -г вновь Биржевой.

Более возвышенная и потому реже затопляемая, эта часть острова осваивалась ранее остальных. Первыми ее сооружениями были, в 1700-х годах, ветряные мельницы. Тогда же здесь, на удобной позиции, располагалась артиллерийская батарея Василия Корчмина.

Застройка Стрелки предусматривалась еще проектом планировки острова, утвержденным в 1716 году. С ним было связано возведение в том же году каменного трехэтажного, на подвалах, дома баронов Строгановых. Он находился на месте выхода Биржевого проезда к площади, рядом с северным пакгаузом. С 1747 по 1757 и с 1765 по 1800 год там шли занятия студентов Академического университета, организованного при деятельном участии М. В. Ломоносова. Переехавшая вместе с ним академическая гимназия занимала здание до сноса дома в 1800-х годах.
Ключевое положение Стрелки в панораме общегородского центра предопределило ее важную роль в общественной жизни столицы. Так, еще в первой половине XVIII века мыс стали использовать для "Театра иллюминации" с его праздничными фейерверками".

В 1720-х годах на Васильевский остров перевели с Петербургской стороны морской торговый порт. Его учреждения разместились в зданиях на Стрелке, в том числе в жилых домах на берегу Малой Невы (см.: набережная Макарова, № 2 и № 4). Причалы и склады заняли прилегающие набережные. В 1783 году началось сооружение Биржи по проекту Д. Кваренги, ориентированной главным фасадом на Зимний дворец. Композиционно она не связывалась с площадью перед Двенадцатью коллегиями, а решалась как автономный объект. В 1787 году строительство приостановили в связи с войной против Турции и Швеции.

Новый этап в развитии Стрелки был связан с проектом планировки известного архитектора Ж. Ф. Тома де Томона. Менялась вся планировка мыса: ось Биржи ориентировалась перпендикулярно Двенадцати коллегиям. Перед ее главным фасадом устраивалась полукруглая площадь, искусственно выдвинутая на 123 метра в русло реки.

Законченное в 1816 году, здание Биржи по проекту Ж. Ф. Тома де Томона построено в виде античного храма на высоком гранитном подиуме. Центральный объем со всех сторон окружен мощной дорической колоннадой. С торцевых сторон на подиум ведут широкие гранитные лестницы. Новое сооружение приобрело в застройке невских берегов значение важнейшего ориентира, которым замыкается "панорама центра города.

В художественном решении Биржи значительную роль играют скульптурные группы, высеченные из пудостьского камня. Они раскрывают идейный замысел и назначение здания. Над колоннадой, обращенной к Неве, помещена аллегорическая композиция "Нептун с двумя реками"; "Навигация с Меркурием и двумя реками" установлена на противоположном фасаде. Авторы скульптур не установлены.

В ансамбль Биржи вошли Ростральные колонны, спроектированные Тома де Томоном. Они олицетворяли морские победы России. Установленные в 1805-1810 годах по краям полукруглой площади-мыса, у спусков к Неве, они сложены из кирпича. Внутренние винтовые лестницы ведут на верхнюю площадку, где стоят треножники с чашами-светильниками, служившими маяками. На широких гранитных постаментах колонн - фигуры из пудостьского камня, олицетворяющие четыре русских реки. Три из них - Неву, Волхов и Волгу - выполнил скульптор Ж. Тибо, а Днепр - И. Камберлен. Из пудостьского камня их вытесал каменотес Самсон Суханов. Колонны украшены металлическими скульптурными изображениями носовых частей древних кораблей - рострами.

Гранитная набережная Стрелки со спуском к Неве была устроена в 1804-1810 годах по проекту Тома де Томона. Формирование ансамбля Стрелки продолжилось после наводнения 1824 года, повредившего старые пакгаузы. В 1826-1832 годах под наблюдением архитектора И. Ф. Луки-ни были построены заново северный и южный пакгаузы (см.: Университетская набережная, № 1, и набережная Макарова, № 2). В 1895-1896 годах перед Биржей на полукруглой площади разбили сквер, спланированный садовым мастером И. П. Визе. В 1926 году архитектор Л. А. Ильин перепланировал его. Тогда же металлическую ограду заменили гранитными тумбами с цепями, установили бюсты Д. Кваренги и К. Росси не дошедшие до нашего времени. А в годы блокады на Стрелке, как и в период основания города, находились артиллерийские батареи. Они защищали небо Ленинграда.

В течение XIX века на бирже были сосредоточены основные оптовые сделки, в том числе и с иностранными купцами. Ею управлял специальный Биржевой комитет. Деятельность биржи регулировалась правительственными распоряжениями. С появлением в России процентных бумаг здесь осуществлялись и фондовые сделки. В 1900 году фондовая и товарная биржи разделились, но действовали в одном здании. Биржевые собрания проходили ежедневно (с 1832 года право заключать сделки имело русское купечество 1-й и 2-й гильдии, иностранное - 1-й гильдии, заводчики и фабриканты, петербургское купечество 3-й гильдии, крестьяне, торговавшие по свидетельствам 1-го и 2-го разрядов, и некоторые другие категории).

Во второй половине XIX века с южной стороны Биржевой площади был сооружен деревянный двадцатипятипролетный Дворцовый мост. В 1912-1916 годах его заменили металлическим пятипролетным по проекту инженера А. П. Пшеницкого и архитектора Р. Ф. Мельцера. В конце XIX века с северной стороны площади построили деревянный Биржевой мост. В 1918 году его переименовали в мост Строителей, а в 1989 он снова стал Биржевым. Заменен в 1960 году металлическим по проекту инженеров В. В. Демченко и Б. Б. Левина, архитекторов Л. А. Носкова и П. А. Арешева, расположенным значительно ниже старого по течению Малой Невы, симметрично Дворцовому. Прямолинейный отрезок набережной на Стрелке заменен стенкой криволинейного очертания - аналогично стенке у съезда с Дворцового моста. Мыс приобрел правильную форму, а ансамбль Стрелки - планировочное завершение.

Здание Биржи неоднократно меняло свое назначение. В 1918 году здесь находился клуб моряков, с начала 1920-х годов его занимала Торговая палата Северо-Западной области и при ней постоянная выставка экспертных товаров. Затем - биржа чернорабочих, в 1930-х - Совет по изучению производительных сил СССР, Энергетический институт имени Г. М. Кржижановского. В конце 1930-х годов в здании началось размещение экспонатов Аэромузея, но часть помещений в 1940 году занимал трест "Союзлитье".

В 1940 году здание было передано Центральному военно-морскому музею. Он был основан в 1709 году по указу Петра I и именовался "Модель-каморой". Название Морской музей появилось в 1805 году. Одним из его начальников был декабрист Н. А. Бестужев. Это послужило причиной закрытия его в 1827 году. Лишь спустя 40 лет его возобновили. Долгие годы он размещался в здании Адмиралтейства.

Экспозиция музея, открытая в здании Биржи после войны, рассказывает об истории создания русского флота и его победах при Гангу те, Чесме, Корфу, Синопе и др. морских сражениях, повествует о географических открытиях и кругосветных плаваниях и экспедициях. Широко представлена роль ВМФ в годы Великой Отечественной войны. Несколько залов посвящено развитию флота в 1950-1980-х годах, представлены не только Балтийский, но и Черноморский, Тихоокеанский и Северный флоты.

В собрании музея более 1700 моделей кораблей, как старинных, так и самых современных, схемы и макеты сражений, боевые знамена, образцы оружия и навигационных приборов, многочисленные произведения изобразительного искусства.

» к списку